Неоформленные работники, зарплата в "конвертах" - проверки

Неоформленные работники, зарплата в "конвертах" - проверки

2017 год для малого и среднего бизнеса начался с неутешительных новостей: государство взяло курс на борьбу с неоформленными работниками. При этом штраф за одного неоформленного работника составит 96000 грн., а если инспектор по труду был не допущен к проверке оформления работников или выплаты зарплат в «конвертах», то штраф составит 320 000 грн. Конечно, цифры не маленькие, и они критичны не только для малого бизнеса, но и для более крупных предприятий. К тому же Государственная служба Украины по труду разработала проект порядка проведения проверок, в котором инспектору по труду предоставляются полномочия, большие, чем у полиции, прокуратуры и даже СБУ. И хотя этот проект в январе 2017 года был отклонен Государственной регуляторной службой Украины, какие внесут изменения перед его принятием, предугадать сложно.

зарплата в конвертах

Как проходить проверки?

Инспектору по кадрам, при нарушении или не соблюдении им требований законодательства, имеет право отказать в доступе любой предприниматель. При внеплановой проверке такими нарушениями могут быть, например:

  • Не предоставление направления на проверку инспектором по кадрам, или несоответствие этого направления требованиям законодательства;
  • Отказ инспектора по кадрам вносить запись о проверке в журнал проверок предприятия;
  • Осуществление инспектором по кадрам проверки по тем самым фактам, по которым уже была проведена проверка.

Однако цена ошибки принятия такого решения довольно высока – 320000 грн., поэтому советуем не проявлять излишнюю принципиальность. Это, конечно, не означает, что предприниматели обязаны делать все, что скажет инспектор, на самом деле у предпринимателей прав не меньше, чем у инспекторов.

Инспектор кроме служебного удостоверения должен иметь направление на проверку, копия которого вручается руководителю или представителю предприятия. Такое направление в обязательном порядке должно содержать:

  • Наименование предприятия или Ф.И.О частного предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке;
  • Местонахождение проверяемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • Реквизиты приказа, на основании которого проводится проверка: номер, дата, кем подписан;
  • Тип проверки: плановая или внеплановая;
  • Перечень проверяющих должностных лиц, с указанием их фамилий и должностей;
  • Даты начала и окончания проверки;
  • Перечень оснований для проведения проверки;
  • Непосредственно предмет проверки;
  • Данные о предыдущей проверке: тип и время ее проведения.

Если направление на проверку не содержит каких-либо из перечисленных данных, оно считается не действительным, и, следовательно, инспектора можно на предприятие не допускать. Как правило, инспекторы уже научились правильно составлять направления на проверку, и не стоит с самого начала заниматься буквоедством. В любом случае не лишним будет проконсультироваться с юристом или же адвокатом.

Как говорилось выше, субъекты хозяйственной деятельности так же имеют права, такие как:

  • Присутствовать при проведении проверки;
  • Привлекать третьих лиц во время проверки (юристов, адвокатов), которые имеют право присутствовать во время проверки, ознакамливаться с документами и представлять интересы проверяемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • Подавать в письменной форме госоргану, осуществляющему проверку, свои пояснения, замечания, возражения по акту проверки;
  • В судебном порядке опротестовать действия органа государственного контроля;
  • Требовать прекращение проверки при попытке должностными лицами органа госконтроля выяснить вопросы, не входящие в перечень вопросов, указанных в направлении на проверку, или же использования не стандартных бланков акта проверки.

Важно:

Во время проведения проверки не допускается изъятия никаких оригиналов документов, хоть по запросу, хоть без, только копии, и те по вопросам, указанным в направлении на проверку. Так же не допускается изъятие никаких компьютеров или их частей, только лишь в случаях, предусмотренных Криминально-процессуальным Кодексом Украины, и так же лишь по постановлению, подписанному уполномоченным представителем прокуратуры. Кроме того, ни один нормативный акт, дающий инспектору по труду право общаться с работниками, не обязывает работников к общению с ним.

Следует отметить, что нахождение на территории или в кабинете лица, по мнению инспектора не оформленного должным образом, не означает автоматически нарушения трудового законодательства.

Приведем примеры случаев совершенно законного нахождения на территории субъекта хозяйственной деятельности лиц, могущих, по мнению инспектора по труду, выполнять функции работников:

  • Данное лицо – контрагент ФОП, находящееся на территории предприятия для согласования рабочих моментов;
  • Данное лицо выполняет какую-либо работу по договору Гражданско-правового характера;
  • Данное лицо – клиент предприятия (знакомый руководителя и т.п.), который арендует рабочее место или компьютерную технику почасово.

Решающим фактором в общении с проверяющими органами являются те документы, которые им предоставляют. Следует учитывать факт, что запрашиваемые документы не обязательно следует предъявлять сиюминутно: данные документы могут находиться, в банке, в бухгалтерии, в другом помещении, в офисе адвоката, наконец, дома у руководителя. Для их представления субъект хозяйственной деятельности может выиграть время, необходимое для внесения исправлений или же доработки этих документов.

Как видно из вышеизложенного, у предпринимателей не меньше прав, чем у проверяющих органов, нужно только уметь правильно ими воспользоваться.

Ну и главное, кто предупрежден – тот вооружен. Обратитесь за юридической помощью заранее, чтобы подойти к любой проверке подготовленным с необходимыми документами и пояснениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *